Полезные и вредные бактерии. Какие бактерии самые опасные для человека

Бактериальная инфекция — обширная группа болезней, причиной которых являются бактерии. Эти многочисленные микроорганизмы обитают везде: в воздухе и воде, на окружающих предметах и земле, в любой агрессивной среде. В организм человека они проникают различными путями. Попав в благоприятные для роста и развития условия, бактерии начинают стремительно размножаться и выделять токсины. Это самый важный фактор патогенности, благодаря которому происходит развитие инфекционного воспаления.

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ, ИЛИ ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ (Angiospermae, Anthophyta, Magnoliophyta) — наиболее крупный отдел растительного царства, насчитывающий более семейств, тысяч родов и до тысяч видов. В настоящее время покрытосеменные распространены по всему земному шару.

Автотрофные растения – важнейший активный компонент биосферы. От их жизнедеятельности зависит течение общебиосферных процессов обмена веществ и трансформации энергии, газовый состав атмосферы, климат, водный режим суши, характер процессов почвообразования.

В наземных условиях цветковые обычно доминируют в растительном покрове, составляют «каркас» большинства экосистем. Они формируют среду обитания животного населения, которые связаны с ними самыми разнообразными трофическими и иными связями.

Покрытосеменные растения отличаются необычайным полиморфизмом, удивительной эволюционной пластичностью и могут существовать в самых разнообразных условиях обитания, вплоть до безводных пустынь, скал, солончаков и т. д. Это единственная группа среди высших растений, представители которой сумели вторично освоить морскую среду: в соленых водах морских мелководий вместе с водорослями растут десятки видов покрытосеменных.

Разнообразие размеров и жизненных форм растений поражает воображение. Самый крохотный представитель – ряска вольфия достигает 1-1,5 мм в диаметре, гигантские эвкалипты вырастают до 100 м. Деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники и травы, плотоядные растения – это общеизвестные примеры. Все это дает цветковым растениям возможность в полной мере реализовать свой эволюционно-адаптационный потенциал.

Признаки покрытосеменных — по давней традиции характерным признаком считают цветок, существенные его части – андроцей и гинецей. Важнейшая часть пестика – завязь, в которой, как в замкнутой полости, развиваются семязачатки. Одна из наиболее характерных особенностей покрытосеменных – двойное оплодотворение, одно из следствий которого – формирование питательной ткани (эндосперма).

Происхождение покрытосеменных остается тайной до сих пор. В основе родословия современных растений лежала некая вымершая к настоящему времени группа – общий предок, имеющий общий комплекс признаков по отношению ко всем ныне живущим покрытосеменным. Эти древние покрытосеменные в свою очередь, берут начало от неизвестного нам предкового таксона, скорее всего от каких-то мало специализированных голосеменных. Возникновение первичных цветковых было результатом мощного арогенеза (быстрый и важный эволюционный скачок), он создал возможности для интенсивной адаптивной эволюции и дифференциации. Необычный полиморфизм цветковых сформировался в основном уже в процессе быстрой эволюции древних покрытосеменных. В итоге эволюционной дифференциации возникло большинство порядков современных цветковых растений. Они представляют собой лучи одного веера, выходящие из одной точки, и практически одновозрастны в эволюционном отношении. Отдел покрытосеменные делится на классы: двудольные Dicotyledoneae и однодольные Monocotyledoneae. Они сформировались и обособились друг от друга на заре эволюции покрытосеменных, образуя как бы две большие семьи.

Читайте также:  Криптоспоридиоз у телят: симптомы, диагностика, лечение

В соответствии с наиболее распространенной классификацией царство животных подразделяют на подцарства Одноклеточные (Monocytozoa), или Простейшие (Protozoa) и Многоклеточные (Metazoa). Многоклеточные подразделяют на животных, не имеющих настоящих органов и тканей (Parazoa), и на настоящих многоклеточных животных (Eumetazoa). Примером первых являются губки, примером вторых – все остальные многоклеточные животные. Наконец, животных подразделяют на беспозвоночных и позвоночных. К беспозвоночным относят животных, не имеющих типичного скелета, к позвоночным – имеющих скелет. Эти подразделения не основываются на естественной системе классификации, но они имеют практическое значение, отражая общие черты организации живого мира.

Все животные (за исключением простейших) являются многоклеточными гетеротрофными организмами, способными к движению. Для них (кроме губок) характерна координация частей тела с помощью нервной системы.

Грамотрицательные бактерии

Такое наименование было принято относительно микроскопических форм жизни, которые при проведении анализа по Граму не меняют окраску под воздействием кристаллического фиолетового. К примеру, бактерии болезнетворные и безопасные из класса грамположительных сохраняют фиолетовый оттенок даже если промыть их спиртом, а вот грамотрицательные полностью обесцвечены.

При исследовании микроскопической формы жизни после промывания по Граму необходимо использовать контрактное окрашивающее вещество (сафранин), под влиянием которого бактерия станет розовой либо красной. Такая реакция обусловлена строением внешней мембраны, не дающей красителю проникнуть внутрь.

Лечение

Лечение бактериальных инфекций направлено на ликвидацию причины, детоксикацию организма, восстановление функций пораженных органов, устранение симптомов и облегчение общего состояния. Больным проводят этиотропную, патогенетическую и симптоматическую терапию.

Бактериальную инфекцию не побороть без антибиотиков. Специалисты выбирают препараты эмпирическим путем — из собственного опыта или по результатам антибиотикограммы. Все противомикробные средства делятся на три группы:

  • Антибиотики широкого спектра действия — эффективны в отношении разных видов бактерий. Их назначают в тех случаях, когда специалист точно не знает род и вид возбудителя. Наиболее популярные препараты данной группы: пенициллины «Амоксициллин», макролиды «Азитромицин», цефалоспорины «Цефалексин», фторхинолоны «Ципрофлоксацин».
  • Антибиотики среднего спектра — уничтожают бактерии одной группы. Препаратами этого класса являются «Бацитрацин», «Пенициллин».
  • Антибиотики узкого спектра направлены на борьбу с определенным видом бактерий – полимиксины.

Когда выделен возбудитель инфекции и определена его чувствительность к антибиотикам, лечение проходит намного легче и эффективней.

Бактерии быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, в том числе и к антибиотикам. Их лечебное действие слабеет благодаря мутации микроорганизмов. Чтобы подобрать новый, более эффективный препарат, требуется много времени.

Лечение

Антибиотики выпускают в различных лекарственных формах — таблетированной, инъекционной, в виде суспензии для детей. Одни препараты оказывают бактериостатическое действие – задерживает рост бактерий, другие — бактерицидное, уничтожая микробы.

Читайте также:  Аденовирусная инфекция у детей и взрослых: признаки, лечение

Противомикробные средства могут вызывать аллергические реакции и расстройства пищеварения. Их назначением должен заниматься исключительно лечащий врач после получения результатов диагностики.

Вместе с антибиотиками больным необходимо принимать пре- и пробиотики – «Линекс», «Аципол», «Бифиформ». Эти препараты восстанавливают микрофлору кишечника и не допускают развития дисбактериоза.

Симптоматическая терапия бактериальных инфекций проводится по медицинским показаниям и определяется локализацией очага поражения. Больным назначают:

  1. НПВС от жара и головной боли – «Нурофен», «Ибупрофен», «Диклофенак».
  2. Дезинтоксикационные средства — солевой раствор «Регидрон», энтеросорбенты «Полисорб», «Энтерол».
  3. Муколитические и отхаркивающие средства – «Амброксол», «Бромгексин».
  4. Местные антисептики при ангине — спрей «Мирамистин», раствор «Хлорофиллипт», леденцы «Стрепсилс».
  5. Поливитаминные комплексы и средства для укрепления иммунитета ускоряют процессы выздоровления и восстановления утраченных функций организма.

Медикаментозная терапия должна сочетаться с изменением привычного питания и образа жизни. Больным необходимо исключить из рациона соленую, острую и жирную пищу, отказаться от алкоголя и курения, бороться с гиподинамией, укреплять иммунитет. При кишечных инфекциях следует соблюдать лечебную диету.

Конспект урока по биологии на тему “Царство Вирусы”

Предмет, класс

Биология, 7класс

Тема урока,

№ урока по теме

Царство ВИРУСЫ.

Актуальность использования средств ИКТ

Обеспечение наглядности, освоение материала урока

Цель урока

Сформировать представление о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, о роли в жизни человека.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Раскрыть особенности

Строения вирусов, познакомить с историей открытия вирусов.

Развивать умение узнавать изученные организмы, обосновывать их принадлежность к определенной систематической группе.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, презентация в Power Point, ресурсы сети Интернет

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point, экран.

Образовательные ресурсы Интернет

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

КМ Школы.

Цель

Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих.

Домашнее задание.

Длительность этапа

3 мин.

Основные виды деятельности преподавателя

Объяснение домашнего задания

Вступительное слово учителя

Настрой учащихся на работу, постановка целей урока

Стихийным злом эволюции назвали учёные сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения. Значение их огромно и многое ещё не известно об этих загадочных существах нашей планеты.

Тема урока.

Тема: «Царство ВИРУСЫ». (Слайд №1)

Изучение нового материала, проверка домашнего задания.

Цель

Конспект урока по биологии на тему “Царство Вирусы”

Длительность этапа

17 мин.

Вашим домашним заданием было подготовка сообщений на тему «История открытия вирусов», и «Известные болезни XX и XXI в.в. вызванные вирусами». Сообщение мы заслушаем в течении урока, а сейчас давайте посмотрим как богат и разнообразен мир вирусов.(Слайд№2)

Участие в беседе, сообщение учащихся «История открытия вирусов»,

Организация, обобщение, контроль усвоения

Из этого сообщения мы можем сделать вывод :

1)Вирусы, мельчайшие возбудители инфекционных болезней.

2)Зараженный сок растений, пропущенный через специальный фильтры, задерживающие бактерии, сохраняет способность вызывать то же заболевание у здоровых растений.

Читайте также:  Вирусный менингит у детей: симптомы, методы лечения и последствия

3)Практически все вирусы по своему размеру меньше, чем бактерии, величина вирусов варьируется от 20 до 300нм. (Слайд №3-4)

Все вирусы делятся на две большие группы ДНК-содержащие и РНК – содержащие. Они не имеют клеточного строения, представляют собой автономные генетические структуры , не способные , однако развиваться вне клетки.

Давайте рассмотрим химический состав вирусов.(Слайд №5).

Вирусы состоят из нуклеиновых кислот (ДНК или РНК) и белковой оболочки. Белковая оболочка носит название капсид (от. лат. –вместилище). Сложноорганизованные вирусы имеют дополнительную оболочку – белковую или липопротеиновую. Их наружная оболочка является фрагментом ядерной или цитоплазматической мембраны клетки хозяина, из которой вирусы выходят во внеклеточную среду.

Взаимодействие вирусов и клетки. (Слайд №6).

По типу паразитирования вирусы делятся на 3 большие группы:

1)вирусы паразитирующие на бактериях(бактериофаги);

2)вирусы паразитирующие на растениях (вироиды)

состоят из одной, замкнутой в кольцо РНК;

3) вирусы паразитирующие на животных.(Слайд №7)

Механизм проникновения вируса в клетку делает инфекционный процесс специфичным. (так, вирус А или В проникает и размножается только в клетках печени.

А теперь давайте послушаем сообщения о таких вирусах. (сообщение учащихся «Вирус СПИДа», «Вирус Гепатита А и В», «Вирус Гриппа») слайд № 8-9.

Закрепление изученного материала

Цель

Длительность этапа

15 мин.

Форма организации деятельности учащихся

Слушатели

Репродуктивный: восприятие и фиксация материала

Промежуточный контроль

Вопросы модуля.

Устный контроль

Цель

Длительность этапа

5 мин.

Функции преподавателя на данном этапе

Контролирующие, оценочные

Основные виды деятельности преподавателя

Анализ результатов

Завершающий контроль

Выставление оценок в журнал и дневник

Чем нужно лечить вирусы, а чем — бактериальную инфекцию?

После того, как врач точно установил – природу происхождения заболевание у пациента – нужно более детально обследовать больного на предмет определения возбудителя бактериальной инфекции, так как назначение лечения будет зависеть именно от этого. В основном их лечат с помощью антибиотиков широкого спектра действий, в том числе пенициллиновой группы или цефалоспоринами третьего поколения. При кишечных инфекциях еще необходима строгая диета.

При вирусных инфекциях врач назначает жаропонижающие и болеутоляющие препараты, антигистаминные средства, капли в нос, сиропы от кашля и боли в горле. Возбудитель должна побороть сама иммунная система. Ни в коем случае нельзя пить антибиотики, так как можно только усугубить ситуацию, навредив почкам, желудку, печени.

Существуют препараты, которые так и называются – противовирусные и противобактериальные.

Роль бактерий в природе: брожение пектиновых веществ

Клетки растительных организмов связываются друг с другом (цементируются) специальным веществом, которое называется пектин. Некоторые виды маслянокислых бактерий обладают способностью сбраживать это вещество, которое при нагревании превращая в студенистую массу (пектис). Эта особенность используется при замачивании растений, содержащих много волокон (лен, конопля).

Роль бактерий в природе: брожение пектиновых веществ

Рис. 12. Существует несколько способов получения тресты. Самым распространённым является биологический способ, при котором связь волокнистой части с окружающими тканями разрушается под влиянием микроорганизмов. Процесс брожения пектиновых веществ лубяных растений называется мочкой, а вымоченная солома — трестой.